Что такое хорошо, что такое плохо?

Что такое хорошо, что такое плохо?Большинство из родителей считают, что до 2-2,5 лет детей нельзя наказывать за проступки и провинности. «Он ведь еще не знает, что это плохо и не может ограничивать себя», — убеждены они. Но как проверить, на самом деле, может или нет? Как уловить ту грань, где заканчиваются непроизвольные шалости и начинаются сознательные проказы?

Выяснить, способен ли ваш ребенок сдерживать свои инстинкты, довольно легко. Поставим ребенка в комнате и скажем ему не оборачиваться и не смотреть на новую игрушку, которую ы сейчас будем разворачивать. Дальше понаблюдайте, как себя будет вести ребенок, слыша шорох оберточной бумаги. Если не выдержит и обернется посмотреть – он действительно еще не может сдерживать себя, если же стойко выдержит испытание любопытством, значит, он вполне может контролировать свое поведение и способен выполнять простейшие моральные и нравственные нормы.

К 3-4 годам ребенок вступает в сферу нравственных отношений между людьми. Он уже знаком со многими нормами и способен их соблюдать. В основном, впервые ребенок слышит о простейших правилах от родителей («Не ври», «Делись игрушками», «Не обижай слабого»). Слышит он это и в детском саду, на улице, в транспорте.  В воспитании правильного понимания о том, что такое хорошо, а что плохо, помогают также и детские книжки, сказки, фильмы, мультфильмы: выдуманные звери, люди, прочие существа наделены человеческими пороками и добродетелями (жадность, зависть, жестокость, добродушие, щедрость). Немалое значение имеет и социальная подоплека. Малыш учится у взрослых всему и подражает во всем, в том числе и в модели поведения.

Итак, ваш малыш уже знает правила поведения и этикета. Теперь появляется не менее важная и сложная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только умел, но и хотел поступать правильно и соблюдать выученные им нормы?

Конечно, проще всего – заставить. С самых малых лет дети привыкли к тому, что, если поступаешь правильно – получаешь награду, неправильно – наказание. Средством наказания или поощрения может быть что угодно: слово, подарок (или отсутствие его), интонация, жест, действие. С возрастом в детях отрабатывается стойкий рефлекс. Дошколята страшатся наказания и хотят похвалы. Этот рефлекс и корректирует поведение ребенка. Таким образом, можно назвать это мотивом, зависящим от внешнего, социального контроля.

Однако по мере взросления детей внешний контроль над ними ослабевает. Бывшие дошкольники становятся подростками, затем – взрослыми, создают собственные семьи, заводят детей. Как же закрепить в них понятия «хорошо-плохо» еще в детстве? Как и все в раннем возрасте, нравственные понятия закрепляются играми и развлечениями.

Для наглядного примера можно взять игру с шариками для пинг-понга. Предложите детям переложить шарики вогнутой лопаткой из одного ведерка в другое. Просто, да? По окончанию игры расскажите историю об одном мальчике. Взрослый предложил ему переложить шарики без помощи рук, а за это пообещал подарить ему вкусное яблоко. Когда взрослый был в комнате, мальчик честно пытался выполнять все условия, но когда он вышел, мальчик взял и руками переложил все шарики, получив потом за результат обещанное яблоко и обманув тем самым взрослого. Расспросите ребенка об их оценке действиям мальчика: «Что плохого он сделал?», «Почему это плохо?», «Зачем он это сделал?», «Как бы ты поступил на его месте?».

А теперь – главное. Попросите ребенка снова переложить  шарики, но теперь дайте ему плоскую лопатку, которой орудовать будет намного сложнее. Пообещайте за выполненную работу награду (хотя бы то же яблоко), выйдите из комнаты и втайне понаблюдайте за действиями своего ребенка. Исследования показали, что на словах дети 3-6 лет почти все соблюдают нравственные нормы, а на деле  – нарушают, если «нарушение» не оставляет никаких следов.

Можно попробовать и другие методы. Попросите ребенка выполнить простое задание, например, вырезать геометрические фигуры из бумаги. За выполненное задание дайте ему награду, к примеру, красивую марку. Скажите ему: «Ты можешь оставить эту марку себе, а можешь положить в эту коробочку. Марки из этой коробочки пойдут на общую выставку в детском саду». И опять-таки, на словах большинство детей готовы отдать заработанную марку на «общее дело», на деле же на это способны не более 10% детей.

Очень эффективным в прививании детям нравственного самоконтроля оказывается метод «смены позиции», или метод «контролера».  Выберите из группы детей одного, оденьте ему на руку повязку и попросите проследить за честностью детей при выполнении того же задания с шариками. Все дети охотно согласились на роль учителя, но не все приняли ее: бывает, не только не указывают на нарушения сверстников, но и помогают скрыть их. Те же, кто принял роль, с удовольствием показывали, объясняли, делали замечания.  И что интересно – дети, побывавшие в роли учителя, ведут себя гораздо честнее, оставшись вновь наедине с шариками: почти все отказываются от награды, но выполняют условия взрослого.

В таком случае изменяется отношение ребенка к самому себе. Он ожидал наказания за нечестное вначале поведение, а тут – такое доверие, он «учитель», он «контролер», он «помощник взрослого». Ребенок сразу вырастает, возвышается в своих глазах. И, разумеется, спешит оправдать оказанное ему доверие, стремится стать лучше, добросовестнее. И делает это не для того, чтобы получить какую-либо награду, а для того, чтобы укрепить полученный образ «Себя хорошего, положительного». А этот образ и представление о самом себе как о честном, хорошем, послушном, стоит много больше, чем награда.

Итак, вышеописанный метод приводит к тому, что появляется новый способ контроля, на этот раз – внутренний, положительный, не зависящий от контроля со стороны, а поэтому постоянный. И чем крепче в вашем ребенке голос этого внутреннего самоконтроля, тем меньше вам придется впоследствии напоминать ему, что такое хорошо, а что – плохо.

Другие полезные материалы сайта BelFamily :

Интересный материал? Место ему в закладках!


Warning: include_once(/home/progetlogin/www/belfamily.by/wp-includes/Text/Diff/sap/sap.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/progetlogin/www/belfamily.by/wp-content/themes/premiumnews1/single.php on line 48

Warning: include_once(): Failed opening '/home/progetlogin/www/belfamily.by/wp-includes/Text/Diff/sap/sap.php' for inclusion (include_path='.:/opt/php55/pear') in /home/progetlogin/www/belfamily.by/wp-content/themes/premiumnews1/single.php on line 48

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Реклама
Реклама

Новости    Семья    Дети    Семейный дом    Здоровье    Гастрономия    Домашние питомцы

||| Скорость BelFamily.By:163 запросов. За 1,442 секунд |||