Сам за себя в ответе.

Как развить у ребенка самостоятельность ?Половина из детей дошкольного возраста на вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечают «Начальником» или «Президентом». А если разобраться, большие начальники – люди, которые несут ответственность за многих людей. По-настоящему серьезным боссом станет далеко не каждый малыш, а вот научиться нести ответственность для начала хотя бы за самого себя важно для каждого. Но эта задача, с которой ребенку самому справиться не под силу. Здесь требуется профессиональная помощь специалистов — родителей.

Ответственность – состояние человека, в котором он дает полный отчет своим действиям и поступкам, адекватно воспринимает их и готов защищать к критических ситуациях. Он сам является причиной своих поступков, умеет изменять свое поведение и корректировать поступки.

Дошкольный возраст характеризуется слабым осознанием своих поступков и низким уровнем ответственности. Часто родители переживают насчет того, смогут ли они научить детей ответственно подходить к их элементарным обязанностям: чистить самостоятельно зубы, приводить в порядок комнату, заправлять кровать, вовремя готовить уроки. Некоторые считают детство «розовой порой», когда нужно предоставить детям свободу от обязательств и забот, мол, такого времени у них потом не будет.  Однако чем раньше вы научите ребенка ответственности, тем быстрее его простейшие обязанности перестанут быть для него обузой и перейдут в ранг повседневных элементов дневного режима. Другие же напротив, считают, что непослушание ребенка – проявление его упрямства и требуют от него больше, чем того позволяет его возраст. Как же остановиться на золотой середине? Вот примерное описание уровней ответственности в зависимости от возраста:

До 2 лет. Ребенок не видит логической связи «поступок-последствие». Для него каждое последствие – внезапно и неожиданно. Это возраст, когда малыш запоминает, учит, мотает на ус. Взрослый – «перевозчик» из детского мира в мир зрелый, помощник ребенка. Ага, если выкинуть кашу на пол, родители сердятся. Много раз выкинуть – много раз сердятся. Значит, так точно делать нельзя. Примерно так, как котята и щенки, малыш и запоминает простейшие «можно-нельзя».

С 2 до 3,5 лет. Это период «кризиса трех лет». В этом возрасте ребенок кажется совсем неуправляемым анархистом и провокатором. Возникает ощущение, что делает он все назло. На самом деле он проверяет существующие запреты. Действительно ли нельзя это делать? А если так, то можно? Тоже нельзя? А так? Еще хуже? Интересно… Кажется, будто ребенок стал совсем неуправляемым. Раньше ходил чистенький и радовался этому, а сейчас первым делом норовит залезть в варенье или краску. Раньше помогал убирать за собой кубики, а сейчас наотрез отказывается. Очень важно в этот период четко определить все запреты. Если нельзя, то уже железно нельзя, вне зависимости от вашего настроения и реакции ребенка.

3,5-5 лет. Начало развития ответственного поведения. Разумеется, еще во многом родителям придется помогать ребенку. Но домашние дела однозначно уже можно начать ему доверять. Лучше сразу распределить обязанности между домашними и наравне обсудить список домашних дел с ребенком. Например, поручите ему всегда выкидывать мусор. Конечно, вначале придется регулярно напоминать ему об этом и терпеть полное ведро, но рано или поздно это превратится в его личное дело – выносить ведро без вашего напоминания. Большинство детей в этом возрасте ходят в детский сад, что тоже способствует развитию чувства ответственности (за общие игрушки, за сохранность своих вещей)

5-7 лет. Наступление сознательной ответственности. Дети хорошо отдают отчет себе и своим поступкам. Могут отличить плохой поступок (мальчик бросил вазу и она разбился) от изначально доброго дела с отрицательным исходом (девочка захотела помочь маме и вытереть пыль, но уронила вазу, и та разбилась). Ребенок в этом возрасте должен иметь свои «зоны ответственности»: его комната, место, где он играет с игрушками, должен иметь представление об ответственности за младших, за спокойствие близких, за собственное здоровье. Разумеется, этому уровню ответственности еще далеко до взрослого. Однако бывают люди, которые и в тридцать лет не знакомы или не желают знакомиться со словом «ответственность». Как же сделать так, чтобы ваш ребенок не попал в их число, как привить ему это чувство взрослости?

Как мама! Дети подражают взрослым во всем. Ребенок, видя, что его родитель выполняет обещания и ответственно относится к домашней работе, именно такую кальку и снимет для себя.

Какой молодец! Все очень просто: поощрение вызывает радость и стремление повторить причину поощрения, суровый взгляд вызывает негатив и отказ от своих действий. Обязательно не забудьте похвалить ребенка после удачной уборки или помощи при мытье посуды.

В гостях у сказки. Как легко учиться на примерах Незнайки, Василисы Премудрой и Золушки. Ведь у них все складывается так удачно! Сочините свою сказку с назидательным сюжетом и отправьте ребенка складывать игрушки вместе с Лисенком или Принцессой.

Учимся и играем! Игра – самый эффективный метод обучения детей. Попробуйте посоревноваться с ребенком в том, кто быстрее соберет игрушки или застелет кровать. И не забудьте дать ему выиграть.

Помните, что ваш малыш только формируется, и его самостоятельность и ответственность тоже пока что только формируется. И, разумеется, главное для ребенка – видеть перед собой достойный пример взрослого.

Другие полезные материалы сайта BelFamily :

Интересный материал? Место ему в закладках!

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Реклама
Реклама

Новости    Семья    Дети    Семейный дом    Здоровье    Гастрономия    Домашние питомцы

||| Скорость BelFamily.By:160 запросов. За 2,392 секунд |||